Главная » Статьи » Материалы для СМИ |
Выше радуги Что нужно
человеку для успешной карьеры По дороге на
работу вы мечтаете о том, как бы скорее вернуться домой? Значит, интересы у вас
другие и карьерный рост к ним явно не относится. Советы психолога Елены Карачковой,
генерального директора Психологической консалтинговой компании «Уверенный
выбор» пригодятся тем, кто мечтает
сделать карьеру, и хочет знать, что для этого нужно и важно. Портрет карьериста Часто слово
«карьерист» произносится с негативным оттенком. И совершенно напрасно: умение
достигать высот в профессии дано далеко не всем. Итак, кто эти люди? У них огромная
СИЛА ВОЛИ, поскольку часто им приходится делать то, что делать совсем не хочется.
И наоборот – не делать того, что хочется. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
и ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – их конек. Они нацелены на дело, которым занимаются, и
оно для них всегда находится на первом месте. Они могут работать по 12-16 часов
в сутки, при этом не теряя трудоспособности. Для этих людей
характерно УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ и СТРОИТЬ ПРОГНОЗЫ. Они умеют ставить задачу,
разбивать ее на составляющие части и выстраивать план достижения цели. У них БЫСТРАЯ
РЕАКЦИЯ. Они способны разрулить любую, даже самую сложную ситуацию и, кроме
того, при этом учитывают интересы свои и/или дела. Они всегда
берут ОТВЕТСТВЕННОСТЬ на себя. От них, в отличии от большинства людей, не
услышишь фразы: «Виноват он, а не я». Эти люди УМЕЮТ
РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, сокращая разрыв между тем, что есть и что они хотят
получать. У них
РАЗНОСТОРОННИЕ ЗНАНИЯ. Как минимум еще в одной теме они разбираются также
хорошо, как в том, чем занимаются по долгу службы. Но и так называемые общие
знания у них достаточно обширны. Эти люди УМЕЮТ
ОБЩАТЬСЯ. Они легко располагают к себе людей, способы организовать их и быть
при этом лидером. Им не занимать
ТЕРПЕНИЯ. Для построения карьеры, считают специалисты, это качество – одно из
самых важных. Они УСТОЙЧИВЫ
К СТРЕССАМ. Должно произойти немало негативных
событий, чтобы они поддались стрессу, да и то могут принять это как вызов. И уж
точно, они не впадают в уныние от плохой
погоды или косого взгляда начальства или коллег. И, наконец,
карьеристы НЕ ИДУТ НА ПОВОДУ У ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ. К критике в своей адрес
они прислушиваются только в том случае, если человек, высказывающий ее,
является для них авторитетом. Но, в любом случае, окончательное решение всегда
принимают самостоятельно.
Мнение специалиста Психолог Елена Карачкова: «Звездами не рождаются. Карьеру можно построить, даже если вы лишены каких-либо качеств из числа перечисленных. Только вряд ли удастся забраться по карьерной лестнице слишком высоко. Однако советую помнить, что все эти качества – приобретенные. Это значит, что карьеристами не рождаются – это можно в себе воспитать. Оцените по 10-балльной шкале, насколько вам присуще каждое из вышеперечисленных качеств, и, если хотите сделать карьеру, начинайте совершенствоваться».
В 30 лет опыт
обязателен Карьера бывает двух видов -- вертикальная и горизонтальная. Вертикаль -- это рост от рядового служащего до руководителя. Без специальных знаний и навыков управления построить ее невозможно. Горизонтальная карьера подразумевает, что, находясь в одной и той же должности, со временем работник превращается в маститого специалиста. Такой вид карьеры характерен для специальностей, где нужен талант -- врач, учитель, юрист, певец, журналист, танцор, художник, психолог… В любом
случае, если человеку… …30-35 лет, он должен стать, как
минимум, очень хорошим исполнителем. До этого времени мы являемся дилетантами –
получаем высшее образование, а после –
нарабатываем опыт. Именно поэтому соискателям на какую-либо должность часто
выдвигают требование: «опыт работы обязателен». …40 лет, он должны зарекомендовать себя
хорошим специалистом в своей области, уметь организовать и спланировать свою работу.
У него должно появится то, что называют именем, по крайней мере, в компании,
где он трудится. …45 лет, от него требуется профессионализм, то есть умение самостоятельно и полностью организовать весь рабочий процесс от первого шага до последнего.
Это идеальный
вариант развития событий. В противном случае есть риск навсегда остаться на предыдущей
ступени. Если в 40 лет,
и часто именно в этом возрасте в силу завершения вышеизложенной задачи и в
связи с кризисом среднего возраста, человек решил поменять профессию, эта схема
соответственно сдвигается во времени. Однако на цепочку «дилетант – исполнитель
– специалист – профессионал» человек все равно потратит 5-7 лет.
Наши советы * Ищите наставника. Американские исследователи выяснили: 85 процентов людей, достигших высокого
положения в бизнесе, прошли этот путь под руководством представителей высшего
звена своей компании. Важно найти такого
человека, и принять его руководство. * Говорите правильно. Работайте над своей речью -- чем больше словарный
запас человека и грамотнее его речь, тем яснее он выражает свою мысль и тем
точнее выполняется поставленная им задача. * Тише едешь, дальше будешь. Для карьеры важна поступенность.
Перескакивая через ступени, безусловно, можно высоко взлететь, но и очень
быстро приземлиться. Кроме того, достигнув в 30-35 лет самой высокой ступени,
вы рискуете оказаться без цели. * Учите других. Из страха перед конкурентами многие профессионалы
отказываются от роли наставников: доводы разные – «меня никто не учил», «зачем
мне делиться» и т.д. Но на определенном этапе у человека должны появиться
ученики, иначе он начнет застаиваться -- ученики помогают систематизировать
собственный опыт. * Цените близких. Для человека, занимающегося карьерой, поддержка семьи и
друзей играет не последнюю роль.
Карьера начинается еще в школе! Интересный
факт, о котором знают немногие родители: школьные успехи ребенка (участие в
олимпиадах, спортивные награды, золотая медаль) – хорошее подспорье в карьере.
У ребенка не просто вырабатывается умение ставить цели и достигать их – он
работает и для того, чтобы результат был признан другими. Поэтому поощряйте
ребенка в его стремлении быть в чем-то лучше других, но не превращайте в
«ботаника». Общественные должности, занимаемые человеком в школьные или
студенческие годы также могут сыграть на руку в карьерном росте -- тем, кто
умеет организовывать людей, в будущем легче подниматься по карьерной лестнице.
Подготовила
Наталия Ерошенко.
| |
Просмотров: 1813
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |