Главная » Статьи » Материалы для СМИ

Выше радуги


Выше радуги


Что нужно человеку для успешной карьеры

По дороге на работу вы мечтаете о том, как бы скорее вернуться домой? Значит, интересы у вас другие и карьерный рост к ним явно не относится. Советы психолога Елены Карачковой, генерального директора Психологической консалтинговой компании «Уверенный выбор» пригодятся тем, кто мечтает сделать карьеру, и хочет знать, что для этого нужно и важно.


Портрет карьериста

Часто слово «карьерист» произносится с негативным оттенком. И совершенно напрасно: умение достигать высот в профессии дано далеко не всем. Итак, кто эти люди?

У них огромная СИЛА ВОЛИ, поскольку часто им приходится делать то, что делать совсем не хочется. И наоборот – не делать того, что хочется.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ и ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – их конек. Они нацелены на дело, которым занимаются, и оно для них всегда находится на первом месте. Они могут работать по 12-16 часов в сутки, при этом не теряя трудоспособности.

Для этих людей характерно УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ и СТРОИТЬ ПРОГНОЗЫ. Они умеют ставить задачу, разбивать ее на составляющие части и выстраивать план достижения цели.

У них БЫСТРАЯ РЕАКЦИЯ. Они способны разрулить любую, даже самую сложную ситуацию и, кроме того, при этом учитывают интересы свои и/или дела.

Они всегда берут ОТВЕТСТВЕННОСТЬ на себя. От них, в отличии от большинства людей, не услышишь фразы: «Виноват он, а не я».

Эти люди УМЕЮТ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, сокращая разрыв между тем, что есть и что они хотят получать.

У них РАЗНОСТОРОННИЕ ЗНАНИЯ. Как минимум еще в одной теме они разбираются также хорошо, как в том, чем занимаются по долгу службы. Но и так называемые общие знания у них достаточно обширны.  

Эти люди УМЕЮТ ОБЩАТЬСЯ. Они легко располагают к себе людей, способы организовать их и быть при этом лидером.

Им не занимать ТЕРПЕНИЯ. Для построения карьеры, считают специалисты, это качество – одно из самых важных.

Они УСТОЙЧИВЫ К СТРЕССАМ.  Должно произойти немало негативных событий, чтобы они поддались стрессу, да и то могут принять это как вызов. И уж точно,  они не впадают в уныние от плохой погоды или косого взгляда начальства или коллег.

И, наконец, карьеристы НЕ ИДУТ НА ПОВОДУ У ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ. К критике в своей адрес они прислушиваются только в том случае, если человек, высказывающий ее, является для них авторитетом. Но, в любом случае, окончательное решение всегда принимают самостоятельно.

 

Мнение специалиста

Психолог Елена Карачкова: «Звездами не рождаются. Карьеру можно построить, даже если вы лишены каких-либо качеств из числа перечисленных. Только вряд ли удастся забраться по карьерной лестнице слишком высоко. Однако советую помнить, что все эти качества – приобретенные. Это значит, что карьеристами не рождаются – это можно в себе воспитать. Оцените  по 10-балльной шкале, насколько вам присуще каждое из вышеперечисленных качеств, и, если хотите сделать карьеру, начинайте совершенствоваться». 

 

В 30 лет опыт обязателен

Карьера бывает двух видов -- вертикальная и горизонтальная. Вертикаль -- это рост от рядового служащего до руководителя. Без специальных знаний и навыков управления построить ее невозможно. Горизонтальная карьера подразумевает, что, находясь в одной и той же должности, со временем работник превращается в маститого специалиста. Такой вид карьеры характерен для специальностей, где нужен талант -- врач, учитель, юрист, певец, журналист, танцор, художник, психолог…  

В любом случае, если человеку…

30-35 лет, он должен стать, как минимум, очень хорошим исполнителем. До этого времени мы являемся дилетантами – получаем  высшее образование, а после – нарабатываем опыт. Именно поэтому соискателям на какую-либо должность часто выдвигают требование: «опыт работы обязателен».

40 лет, он должны зарекомендовать себя хорошим специалистом в своей области, уметь организовать и спланировать свою работу. У него должно появится то, что называют именем, по крайней мере, в компании, где он трудится.

45 лет, от него требуется профессионализм, то есть умение самостоятельно и полностью организовать весь рабочий процесс от первого шага до последнего.


…на освоение новой должности или области в знакомой специальности понадобится 2-3 года.

Это идеальный вариант развития событий. В противном случае есть риск навсегда остаться на предыдущей ступени.   

Если в 40 лет, и часто именно в этом возрасте в силу завершения вышеизложенной задачи и в связи с кризисом среднего возраста,  человек решил поменять профессию, эта схема соответственно сдвигается во времени. Однако на цепочку «дилетант – исполнитель – специалист – профессионал» человек все равно потратит 5-7 лет.  

 

Наши советы

* Ищите наставника. Американские исследователи выяснили:  85 процентов людей, достигших высокого положения в бизнесе, прошли этот путь под руководством представителей высшего звена своей компании.  Важно найти такого человека, и принять его руководство.

*  Говорите правильно. Работайте над своей речью -- чем больше словарный запас человека и грамотнее его речь, тем яснее он выражает свою мысль и тем точнее выполняется поставленная им задача.

*  Тише едешь, дальше будешь. Для карьеры важна поступенность. Перескакивая через ступени, безусловно, можно высоко взлететь, но и очень быстро приземлиться. Кроме того, достигнув в 30-35 лет самой высокой ступени, вы рискуете оказаться без цели.

*  Учите других. Из страха перед конкурентами многие профессионалы отказываются от роли наставников: доводы разные – «меня никто не учил», «зачем мне делиться» и т.д. Но на определенном этапе у человека должны появиться ученики, иначе он начнет застаиваться -- ученики помогают систематизировать собственный опыт.

*  Цените близких. Для человека, занимающегося карьерой, поддержка семьи и друзей играет не последнюю роль.

 

Мамам на заметку

Карьера начинается еще в школе!

Интересный факт, о котором знают немногие родители: школьные успехи ребенка (участие в олимпиадах, спортивные награды, золотая медаль) – хорошее подспорье в карьере. У ребенка не просто вырабатывается умение ставить цели и достигать их – он работает и для того, чтобы результат был признан другими. Поэтому поощряйте ребенка в его стремлении быть в чем-то лучше других, но не превращайте в «ботаника». Общественные должности, занимаемые человеком в школьные или студенческие годы также могут сыграть на руку в карьерном росте -- тем, кто умеет организовывать людей, в будущем легче подниматься по карьерной лестнице.

 

Подготовила Наталия Ерошенко.

 

 

Категория: Материалы для СМИ | Добавил: ElenaKarachkova (07.02.2013) E
Просмотров: 1730 | Теги: личная психология, офисная психология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру Мой профайл на У ПСИХОЛОГА