Главная » Статьи » Материалы для СМИ

Детская агрессия


Детская агрессия


Само слово «агрессия» вызывает страх: воображение рисует нам разъяренного человека, крушащего все и вся. На самом деле, по мнению психологов, только неуправляемая агрессия может разрушать. И чем раньше человек привыкает направлять агрессию в нужное русло, тем лучше. Об источниках детской агрессии и о том, как вести себя родителям, рассказывает психолог Елена Карачкова.

 

СИТУАЦИЯ: маленький ребенок (до 2 лет) просит взрослого построить из кубиков домик, а потом с восторгом его ломает. И снова просит «домик». Взрослого это раздражает -- в его понимании ребенок должен быть умным и бережливым, но никак не агрессором и разрушителем. Отсюда запрет: «Этого делать нельзя». Обычно все заканчивается детским плачем.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: совсем маленьким детям свойственно разрушать, при этом они  испытывают восторг от собственной силы. Дайте ребенку возможность насытиться силой разрушения, он пока не умеет созидать. Если он смеется, смейтесь и вы. Когда ребенок эмоционально выложится, он займется другим делом. А спустя время попросит вас научить его строить, и тогда радость созидания будет гораздо больше радости разрушения.

 

СИТУАЦИЯ: Ребенок хочет зажигать спички. Мама, естественно, запрещает.  Ребенок начинает капризничать, может даже разбить что-то. Это вербальное выражение агрессии -- если перевести его действия на взрослый язык, можно сказать, что он ругается матом.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: взрослые плачут или злятся, если их потребности не удовлетворяются. Дети любого возраста ведут себя точно так же. Старшему ребенку можно объяснить, почему нельзя так делать, маленькие же не могут размышлять логически. Малыша нужно отвлечь, но успеть до того, как он начал выражать эмоции. Скажите, что этого делать нельзя и тут же переключите его внимание – например, «Ой, посмотри за окно!» При этом вы должны буквально фонтанировать эмоциями -- дети их очень хорошо улавливают.

 

СИТУАЦИЯ: мальчик меряется силой с папой и уступает. Дети часто устраивают поединки со взрослыми, и злятся, когда  проигрывают. Могут даже броситься с кулаками на «обидчика».

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: мальчику нельзя поддаваться и тем более задирать его. Помогите ему с честью выйти из этой ситуации: возьмите на руки, покружите, подбросьте вверх – ребенок должен почувствовать, что вы гораздо сильней. Дайте понять, что такую силу он обязательно приобретет со временем.


СИТУАЦИЯ: ребенка заставляют собрать игрушки, а ему не хочется. Отдавая приказ, взрослый ждет, что все будет так, как он сказал. Ребенок, протестуя против насилия, начинает злиться.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА: вместо того, чтобы отдавать приказы, лучше придумайте стимул к действию. Если ребенок заигрался, его можно остановить такими словами: «Перед сном тебе еще нужно принять душ, иначе ляжешь позже и проспишь кино» или «Собери игрушки и у тебя будет еще 10 минут посмотреть мультик».

 

............................

Взрослые отвечают за жизнь ребенка, но в какой-то момент перегибают палку, забывая, что он – личность. Забрасывают вопросами типа «куда пошел», «с кем говорил». Такое преследование провоцирует один конфликт за другим. Всегда помните, что у ребенка есть собственные желания и интересы.

.............................

 

Что еще может вызывать агрессию?


Агрессия в ответ на агрессию. Например, мама дала ребенку свою любимую вазочку, чтобы успокоить, и она разбилась. Мама злится и срывает злость на ребенке. Совет простой: научитесь предвидеть неприятности, которые могут вывести вас из себя;

Физиологические причины – травмы при родах, патологии. Ребенок будет раздражаться на резкие запахи, духоту, отсюда – агрессия. Она не исчезнет до тех пор, пока раздражение не выплеснется;

Копирование поведения другого человека, взрослого или сверстника. Ребенок может начать ругаться, упасть на пол и закатить истерику -- это необходимо прекратить сразу. Достаточно грозного: «Что это еще такое!» И еще, родители должна всегда помнить, что чаще всего дети копируют их поведение;

В настоящее время очень много насилия дети видят вокруг – в фильмах, книгах, компьютерных играх. Злоупотребление всем этим стирает границы проявления агрессии: через какое-то время ребенок может запутаться, когда можно проявить эту эмоцию, а когда – нет. Задача родителей – максимально оградить от телевизионного, книжного или компьютерного насилия.

 

Наши советы

Научите управлять собой

Нельзя добиваться полного искоренения агрессии -- она нужна для самозащиты. Без этой эмоции человек вряд ли сможет многого добиться, ведь тот же спорт – это агрессия, но умело направленная на достижения. Эти советы помогут научить ребенка управлять агрессией.

Прежде всего, учитесь сами управлять своими эмоциями. Если находитесь в крайней степени раздражения, и гнев буквально кипит внутри, говорите: «Я злюсь сейчас и не хочу продолжать этот разговор» или «Эта ситуация меня раздражает. Давай обсудим ее спустя некоторое время». Проговаривая свои эмоции, вы учите и ребенка тому же.

Агрессии нужно давать выход. Приучите ребенка совершать какие-то действия, когда он злится -- допустим, пусть ломает ручку или карандаш. Объясните, что это лучше, чем пускать в ход кулаки или переходить на оскорбления.

Направляйте агрессию в мирное русло, чтобы избежать разрушений. Например, отправьте ребенка выбить ковры – это поможет ему высвободить отрицательную энергию.

Если ребенок агрессивен по своей натуре и конфликты не прекращаются, лучше отправить его заниматься гимнастикой или бальными танцами. Если же уровень агрессии не слишком высок, идеально подойдут бокс или борьба.


С детской агрессией разбиралась Надежда Швецова.


Категория: Материалы для СМИ | Добавил: ElenaKarachkova (10.02.2013) E
Просмотров: 1936 | Теги: агрессия, дети, детская агрессия, детская психология, совет психолога | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру Мой профайл на У ПСИХОЛОГА