Главная » Статьи » Материалы для СМИ

Атмосфера офиса


Атмосфера офиса

 

Современный человек проводит на работе как минимум половину жизни. При таком раскладе офис становится вторым домом если не по сути (что с психологической точки зрения правильно), то хотя бы по факту. Вопрос в том, что каждый из нас имеет на рабочем месте и что может сделать для комфорта и безопасности?

 

Рабочее место

Все, что касается работы за компьютером, а без него трудно представить себе рабочее место бухгалтера, регулируется Санитарными правилами и нормами (СанПиН), а именно -- "Гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними”.

      *    Освещение. Обязательно естественное, окна должны выходить на север или северо-восток. Рабочий стол надо располагать таким образом, чтобы дневной свет падал сбоку, лучше всего слева.

     *   Стол. Должен быть удален от окна не меньше чем на 1,5 метра, от глухой стены -- на 1 метр, от столов других сотрудников – минимум на 1,5 метра. Рекомендуемая высота стола --  в пределах 68-80 см, если возможности регулировать ее нет – 72,5 см. Что касается пространства для ног, то по высоте оно должно быть не менее 62 см, а по ширине -- 55 см; глубина на уровне колен – минимум 45 см,  на уровне вытянутых ног – 65 см.

    *   Компьютер. От глаз работника его должно отделять в среднем около 70 см – такое расстояние считается оптимальным, но не меньше 50 см. Наиболее комфортно работать на клавиатуре, если она располагается на расстоянии 10-30 сантиметров от края стола.

    *    Стул. В офисах рекомендуется устанавливать подъемно-поворотные кресла с регулируемыми по высоте и углам наклона сиденьями и спинками. Сиденье должно быть плоским с закругленным передним краем, его ширина и глубина – минимум 40 см. Высота спинки – 30 см плюс-минус 2 см, ширина – не менее 38 см, угол наклона спинки в вертикальной плоскости -- в пределах 0 плюс-минус 30 градусов. Рабочее кресло обязательно должно иметь подлокотники -- стационарные или съемные, длиной не менее 25 см и шириной  5-7 см.

 

Чем мы дышим  

Практические все в офисе может стать источником статической пыли – не только компьютеры и оргтехника, но и синтетические элементы отделки (панели, ламинат, ковролин, линолеум), мебель из полимерных материалов, и даже одежда. Любая пыль – это риск развития заболеваний легких, статическая же – риск повышенный, так как, будучи заряженной, она становится летучей. Такая пыль постоянно висит в воздухе и присутствующие вынуждены дышать ею, на первый взгляд не имея возможности что-то изменить. В действительности же статическая пыль – меньшее из всех возможных офисных зол. Способ решения этой проблемы -- средства-антиститики, ассортимент которых сейчас довольно широк: для оргтехники и мебели -- специальные чистящие салфетки с антиститическим компонентом, для напольных покрытий и пластиковых панелей – раствор, который добавляется в воду при мытье. Решают проблему статической пыли так же ионизаторы, которые, заряжая пылевые частицы, адсорбируют их на себя.

Куда большую тревогу, чем пыль, внушают примеси, которые выделяют пластиковые элементы отделки и интерьера.

 

Светлана Савина, эколог-эксперт, руководитель испытательной лаборатории, технический директор компании Ecospaсe:

-- Фонят практические все синтетические материалы, насколько сильно и как долго, зависит от качества. Довольно часто работники, недавно въехавшие в новый офис, жалуются на то, что чешутся глаза. Обычно такие симптомы вызывает формальдегид, который входит в состав самых разных полимерных материалов – ламината, ленолеума, утеплителей, шумоизоляции, пластиковых панелей, мебели ДСП. Формальдегид раздражает слизистые оболочки, даже если его концентрация не превышает предельно допустимую, а лишь приближается к ней. В воздухе, кроме него, может присутствовать фенол, выделяемые лако-красочными средствами ксилол и эфиры карбоновых кислот, ароматические углеводороды, если установлены пластиковые окна – стирол. При длительном контакте с этими веществами в высоких концентрациях ослабляются защитные механизмы слизистых оболочек, люди начинают часто болеть ОРЗ. Фенол, ароматические углеводороды, ксилол, обладающие общетоксическим действием, вызывают головные боли, головокружения, а при длительном контакте – обострения хронических заболеваний, фенол – еще и снижение иммунитета, нарушения в работе нервной системы. Если материалы высокого качества, достаточно месяца, чтобы содержание вредных веществ в свежеотремонтированном офисе снизилось до минимального уровня, если качество среднее -- полгода, при использовании низкокачественных – год.

Довольно часто можно услышать рекомендацию использовать для отделки помещений только натуральные, экологичные материалы. Однако нельзя сказать, что дерево – это экологично, а ламинат – нет. Все решает качество материала и назначение помещения. Если это кабинет, в который приходят посетители, паркет на полу неуместен, потому что дерево, если оно не обработано специальными пропитками, может быть субстратом для плесневых грибов. Синтетические ламинат и линолеум в таком случае более экологичны, потому что легко убираются. Подбор материалов для отделки нужно делать, исходя из самых разных факторов: в старом доме офис или в новостройке, для одного человека кабинет или для нескольких, что было раньше в этом помещении, даже от качества внешнего воздуха и устройства вентиляции.

Все химические примеси, выделяемые полимерными материалами, достаточно летучи, поэтому офисы, где много синтетики, обязательно нужно проветривать. Кондиционеры с этой задачей не справляется, потому что большинство из них лишь охлаждают или согревают воздух, некоторые  имеют противопылевой фильтр.Что дают специальные приборы-очистители? Некоторые ионизаторы выделяют в воздух озон -- сильный окислитель, воздействующий на органические загрязнители за счет дробления их молекул. Фотокаталитические очистители очищают воздух в том числе от бактериальных загрязнений, пропуская через него ультрафиолетовые лучи. В отличие от УФ-лампы, применяемой в медучреждениях, они могут работать постоянно. Угольные и водные фильтры устраняют токсические вещества, так же, как и фильтр HEPA --  High Efficiency Particle Absorbption. Чтобы подобрать прибор для конкретного офиса, нужно заказывать экспертизу. К сожалению, не все руководители готовы раскрывать по такому поводу кошелек. Универсальный установить можно, в таком обязательно должны быть фильтры очистки от пыли и от  от токсических веществ. Воздухоочиститель с фильтрами "от всего” стоит около тысячи долларов.

 

Во всем виноват кабель  

По наблюдениям московских экологов, чаще всего работники офисов жалуются на повторяющиеся ОРЗ, дыхательные нарушения и раздражение слизистых, усталость. Практически во всех случаях причина устранима, но иногда это становится задачей гораздо более сложной, чем очистка воздуха.  Головные боли и общая утомляемость у работников офиса могут быть связаны не с качеством воздуха, а с воздействием электромагнитных полей. Причина – вовсе не в мониторах и системных блоках: современные требования к ним очень жесткие.

 

Эколог-эксперт Светлана Савина:

--  По опыту, техника в офисах является меньшей проблемой, чем силовой кабель. При реконструкции старых домов его часто вытаскивают под окна. Он дает излучение во много раз большее, чем мониторы, системные блоки и любая другая офисная техника. В среднем по офисам, если в них не очень удачно проложена электропроводка, есть проблемы с распределительным щитком, уровень излучения составляет  от 1 до 2 мкт. В такой ситуации у сотрудников возникают жалобы на головные боли, которые проходят на улице, на повышенную утомляемость. Люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями более чувствительны к электромагнитному излучению, они чувствуют уже 0,5 – 0,7 мкт. Что касается беременных, то известно: если женщина постоянно находится в помещении, где уровень излучения 0,5-1 мкт, у ребенка выше риск развития в будущем сосудистых заболеваний.

Что делать, если уровень электромагнитного излучения в офисе выше нормы? По словам специалистов, проблема решается двумя способами. В первом случае электрик, по очереди отключая те или иные кабели, определяет, какой из них дает нагрузку на конкретный офис, после чего переносит ее на другой. Второй – удаление от источника излучения: иногда достаточно бывает пересадить работников к противоположной стене, чтобы их самочувствие улучшилось.

 

Право меньшинства  

Общая особенность всех офисов -- пересушенный воздух. В помещении с центральным отоплением и кондиционером влажность не превышает 9 процентов при норме в 30-45 процентов (в завимости от сезона). Работающие в таких условиях люди жалуются на сухость слизистых, кашель, частые инфекционные заболевания. Исправить ситуацию мог бы увлажнитель воздуха, однако ставить его в офисах не рекомендуется. Проблему недостаточной влажности можно решить с помощью аквариумов, тем более что в последнее время это очень модная тенденция, фонтанов – они, кроме прочего, естественным образом ионизируют воздух, или растений с крупными листьями. В офисе можно держать самые разные растения, однако расставлять их нужно в зависимости от предназначения помещения: в комнатах отдыха или кухнях – успокаивающие герань, лаванда, розмарин, в рабочих зонах – обеззараживающие воздух можжевельник, хлорофитум, пиперония, драцена, мирт, диффенбахия, комнатный лимон. В незначительной степени они поглощают даже химические примеси.

 

Елена Карачкова, психолог, Начальник  отдела развития персонала и  корпоративной культуры ЗАО "Московский прожекторный завод”:

-- Цветы в горшках, как и аквариумы в офисах позволяют разрядиться, переключиться. Отвлекаться на что-то во время работы с психологической точки зрения нормально и необходимо. Вполне допустим на рабочем месте и букет, но небольшой и неброский – у посторонних людей не должно возникать ощущения, что они что-то пропустили, например, день рождения…  Букет, конечно, должен быть единственным, как и домашняя фотография, сувениры и игрушки – не больше двух. Стоящие на столе личные предметы нужно время от времени менять, иначе они перестают выполнять функцию переключения --  если предмет статичен, мы не обращаем на него внимания. За рамками разрешенного этикета: выложенные на стол сумка или косметика, любая пустая, а тем белее невымытая посуда, а так же одежда и обувь вне закрытого шкафа. У бухгалтеров, в силу того, что это больше женская профессия, на рабочем месте нередко можно увидеть и очень личные предметы – например, рисунки детей или внуков, что нежелательно. Чем больше личных вещей на рабочем месте сотрудников, тем менее рабочая атмосфера в офисе. Она предполагает "поговорить о...”, "отвлечься на...”, начать решать посторонние вопросы. Однако полное отсутствие личных вещей обязывает к максимальному погружению в работу, и человек должен быть очень стрессоустойчивым, чтобы выдержать такую нагрузку. Как правило, что-то личное разрешается даже в очень «холодных», деловых офисов.

Индивидуализация рабочего места дает преимущество тем, кто делит кабинет с коллегами, позволяя психологически отделиться от остальных. Такой же эффект дает музыка или шум льющейся воды – например, записанный на диск. На первый взгляд посторонние звуки мешают работе, на самом же деле, будучи негромкими, ровными, фоновыми, они создают рабочую атмосферу. Если к кому-то из коллег приходят посетители, негромкая музыка или шум воды работают как шумовой барьер.

 

Каждый бухгалтер желает знать...  

В подавляющем большинстве случаев, въезжая в новый кабинет, работники получают то, что получают. Однако помещение довольно быстро обживается и в процессе этого можно исправить недостатки, допущенные при отделке. Посмотрим, что можно сделать.

Слишком темные стены угнетают и визуально делают помещение меньше. Это касается абсолютно всех цветов – не только, например, фиолетового или коричневого, изначально считающихся депрессивными, но и более позитивного зеленого. Их нужно высветлять остальными предметами интерьера -- например, серой мебелью. Серый и все его оттенки считается деловым – это нейтральный, "нулевой цвет”, он не вызывает никаких эмоций, не держит на себе внимание. Именно в этой цветовой гамме рекомендуется выбирать рабочий стол.

Если стены излишне яркие, это, с одной стороны, тонизирует, с другой – истощает нервную систему. В офисах, оформленных с преобладанием таких цветов, уровень раздражительности работников достаточно высок. Задача тех, кто будет в таком помещении работать – не допустить, чтобы остальные предметы добавили яркости, выбирать максимально нейтральные цвета.

Белый и вообще монохромные цвета, несмотря на кажущуюся простоту, психологически сложны для восприятия. Такому помещению необходимы яркие цветовые пятна – если нет возможности выбрать яркий монитор или кресло, можно повесить несколько броских картин, подобрать канцелярию насыщенного цвета, несколько оригинальных ваз. Но цветовых пятен не может быть много и они не должны быть разнообразными -- максимум 2 цвета.

 

Ирина Липовец, медицинский обозреватель еженедельника "Собеседник”

 

Категория: Материалы для СМИ | Добавил: ElenaKarachkova (07.02.2013) E
Просмотров: 2240 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Психологические и личностные тренинги и семинары на Самопознание.ру Мой профайл на У ПСИХОЛОГА